Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 45
Архив записей
Мини-чат
Друзья сайта
Всё для uCoz и не только...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Пятница, 17.05.2024, 11:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Советские мотоциклы ( Сов-мото)

Jawa 



Ява (Jawa) — мотоцикл, производимый в Чехословакии. В советские времена мотоциклы Ява считались одними из лучших из доступных в СССР.


Название мотоциклов «Ява» не имеет ничего общего с островом Ява. Оно является сокращением от имени владельца фабрики Франтишека Яничека (чеш. František Janeček) и от названия фирмы «Вандерер» (Wanderer), у которой предприниматель купил оборудование и лицензию на производство первых мотоциклов под маркой «Ява». 

Эта модель Явы часто снималась в советских кинофильмах. Например, именно на таком мотоцикле с коляской ездит Геннадий Петрович Козодоев (герой Андрея Миронова) в фильме «Бриллиантовая рука». Также на таком мотоцикле в фильме «Приключения Электроника» перемещается Урри, герой Николая Караченцова. В детективе «Сыщик» герой Леонида Ярмольника — бандит по кличке «Гнус» — следит за курьером при помощи мотоцикла «Ява-350 Кросс».

Одним из народных названий данной модели Явы стало «Ява-старуха» либо просто «старуха». «Старухи» с одноцилиндровым двигателем в народе назывались «чекушки».

Последняя модель Яв, поставлявшаяся в СССР в конце 1980-х, начале 1990-х — «Ява 350 638» — получила народное название «Эксперименталка» или «Тачка». «Тачкой» мотоцикл обязан известной группе «Сектор газа», песней «Ява». Цитата из песни: «… а я Тачку нежно тряпочкой протру». Мотоцикл часто снимался в фильмах той эпохи таких как: «Фанат-2», «Крысы, или Ночная мафия», «Авария — дочь мента», в клипе группы «Черный Обелиск» «Полночь».

В наше время мотоциклы Ява также поставляются в Россию. Это более совершенные модели, но они проигрывают японским мотоциклам и поэтому не пользуются прежней популярностью, хотя удобны для начинающих мотоциклистов и некоторые модели достойны внимания в соотношении цена-качество.

История создания

 
Выход был найден в разработках новых моделей под руководством английского конструктора Д.У. Патчетта, создавшего простые и легкие конструкции 175-кубового мотоцикла с двухтактным двигателем «Вильерс». Мотоцикл отличался характерным видом рамы из штампованных профилей, а для полноценного его производства в Чехословакии вскоре был освоен выпуск двигателей по лицензии – в Европе по-другому было нельзя.
С самого начала производства в 1932 году у себя в стране эта модель стала чрезвычайно популярной, был продолжен выпуск ее усовершенствованных вариантов. В 1935 году был выпущен мотоцикл с двигателем рабочим объемом 250 куб.см. Самый мощный 350-кубовый мотоцикл имел не только четырехтактный нижнеклапанный двигатель, но и верхнеклапанную модель, что по тем временам было символом самых высоких технологий.
С производством этих мотоциклов сложился особый почерк чехословацкой конструкторской школы, и всем ее творениям был обеспечен устойчивый сбыт. Некоторые модели пользовались особой популярностью, например, выпущенный в 1937 году 100-кубовый «Ява-Робот» конструкции И. Иозефа.
Во время Второй мировой войны в оккупированной немцами Чехословакии заводы фирмы «Ява» работали на Вермахт и ремонтировали военную технику, среди которой были и мотоциклы. Втайне от оккупационных властей, сурово наказывавших за саботаж военных заказов, шла работа над опытными образцами. Случались и совершенно невероятные вещи – под видом обкатки вышедших из ремонта немецких мотоциклов в военной раскраске и с эмблемами «ДКВ» на бензобаке прошел испытательный пробег серии экспериментальных мотоциклов. Кроме того, около восьми с половиной тысяч комплектов деталей было спрятано.
Это создало задел для рывка в послевоенное производство – «Ява» стала одной из самых подготовленных европейских компаний и в 1945 году начала сборку моделей довоенного образца, что удалось, пожалуй, только гиганту НСУ. На Парижском автосалоне 1946 года была продемонстрирована модель «Ява-250», спроектированная и испытанная в тайне во время войны И. Иозефом. Мотоцикл стал сенсацией среди довоенных моделей конкурентов, его точный и законченный облик определил направление развития на десятилетия вперед.
Двигатель был одноцилиндровый, двухтактный, сблокированная с ним четырехступенчатая коробка передач имела автомат выключения сцепления. Передняя вилка была телескопической, сзади – свечная подвеска. Кожух фары сливался с чехлом вилки, карбюратор убран под обтекатель двигателя, электропроводка пропущена в раме.
Все крупные машиностроительные предприятия Чехословакии после войны были национализированы. «Ява» тоже стала государственным предприятием. Сложно сказать, какова была бы судьба чешских мотоциклов в условиях свободного послевоенного рынка, но если до войны высокое качество позволило вытеснить из страны все импортные мотоциклы, то к концу пятидесятых «Явы» экспортировались в 120 стран мира.
В 1948 году была построена 350-кубовая двухцилиндровая версия мотоцикла. С 1953 года на «Явы» стали устанавливать модернизированную переднюю вилку и маятниковую заднюю подвеску, мотоциклы получили обновленную облицовку. Эта модель с середины пятидесятых пошла на экспорт в СССР, ставший их крупнейшим потребителем.
«Ява» в СССР была мотоциклом престижа. Качество изготовления и почти автомобильные пробеги между ремонтами создали заслуженное уважение к этой марке. Высокая культура производства чехословацких мотоциклов сказывалась на всем. В СССР, жившем по законам дефицита, основные запчасти к «Явам» были доступнее, чем к остальным мотоциклам. В издававшемся на русском языке журнале «Чехословацкое мотор ревю» завод публиковал рекомендации мотоциклистам и обзоры новинок в конструкции. Общее теплое отношение всех, кто знаком с этими моделями, сохраняется до сих пор.

Copyright MyCorp © 2024