Иж планета СПОРТ
Он был словно глоток свежего воздуха
свободы — современный, изящный, быстрый… И спортивный — эта отличительная
особенность ''Иж Планета-Спорт'' была прописана даже в названии. Он разительно
отличался от остальных советских мотоциклов и был до последнего винтика самым
быстрым советским ''дорожником'' семидесятых-восьмидесятых. Впрочем, и сегодня
пусть и немногочисленные, но уцелевшие ''псы'' живут в сердцах и гаражах
поклонников.
Спорт не для спорта
В начале семидесятых советская
мотопромышленность предлагала неизбалованному покупателю обычные дорожные
мотоциклы — утилитарные и непритязательные. Ижевский мотозавод выпускал в ту
пору Иж-Планета-3 и Иж-Юпитер-3 (включая ''колясочную'' версию 3К). Техника
была достаточно надежной и неприхотливой, однако сравнивать её с западными
аналогами было бессмысленно — ведь по сути своей ''ИЖи'' были слегка
модернизированными версиями довоенного DKW.
Но в 1974 г. ижевцы буквально
шокировали советских мотолюбителей новинкой — первым серийным спортивным (!)
мотоциклом ''ИжПланета-Спорт 350''. Мотоцикл был по-настоящему уникальным и
непохожим на "совковых” собратьев как внешне, так и по сути.
Худой и изящный
Внешний облик ''пса'' явно создавался с
оглядкой на ''японцев'' середины 60-х: отсюда форма переднего крыла со стильным
креплением, элегантная передняя ступица, динамичное заднее крыло… Как в целом,
так и в деталях чувствуется влияние ''ветра с востока'' — в частности, Иж-ПС
удивительно похож на Suzuki T250 Super Six 1966 г., а ступицей и решением
задней части — на Yamaha 350R5 1970 г. и Kawasaki A1 Samurai 1966 г.
Словом, мотоцикл получился вполне
современным. И, без всяких натяжек, красивым: стремительный, легкий силуэт
''пэ-эски'' сразу давал понять, что данный аппарат предназначен не для
перевозки картошки, а для скоростных ''отжигов''. Даже сейчас, спустя три
десятилетия с начала выпуска, ''Планета-Спорт'' не выглядит убого — скорее,
классически-спортивно.
Спортивности облику добавляла и
цветовая гамма — все первые ''спорты'' были ярко-желтыми (впоследствии —
оранжевыми), что в сочетании с черным цветом рамы и строгим блеском
никелированных деталей (крылья, ободок фары, траверсы, крышка двигателя и так
далее) смотрелось по-настоящему круто.
Советская фантастика
Впрочем, Иж-ПС был современным
мотоциклом не только внешне. За исключением мелочей, вроде цепи и деталей
коробки передач, техническая ''начинка'' была полностью оригинальной и
существенно отличалась от остальных ''ИЖей''.
Так, впервые советский мотоцикл
оснащался раздельной системой смазки двигателя (!). В то время такое
техническое новшество казалось фантастикой. А ведь 350-кубовый мотор (диаметр
поршня — 76 мм), кроме того, мог похвастать японским карбюратором Mikuni, что
позволяло ему развивать внушительные по тем временам 32 л.с. при 6700 об/мин.
Для ''одиночки'' с сухой массой 135 кг это совсем немало: безумно популярная в
то время в СССР Jawa-350/634 весила на 20 кг больше и была слабее ''спорта'' на
целых десять ''лошадок''.
Двигатель ''ПСа'' был закреплен в раме
с помощью резиновых подушек — такое техническое решение было в то время
конструктивным новшеством.
Первые партии ''Иж Планета-Спорт 350”
оснащались также японским электрооборудованием Denso (как на ''Ямахе''!),
благодаря чему ижевский мотоцикл впервые соответствовал требованиям ЕЭК ООН по
светотехнике. Переднее колесо — нехарактерного для отечественных одиночек
размера 3,0х19''.
Благодаря высокому техническому уровню
и качеству изготовления ''спорты'' экспортировались во многие социалистические
страны, где высоко котировались даже на фоне ''Явы'' и мотоциклов MZ. В
советские времена поговаривали даже, что ''ИжПланета-Спорт'' предназначался для
экспорта в Соединенные Штаты Америки…
Что ж, динамические показатели
''пэ-эски'' были "на уровне” не только по советским меркам — 140
километров ''максималки'' и десять секунд до сотни позволяли себя чувствовать
на дороге далеко не бедным родственником.
Более поздние выпуски ИЖ-ПС оснащались
уже отечественным карбюратором с меньшим диффузором, вследствие чего
максимальная мощность снизилась до 28 л.с. Отличить их от ранних ''спортов''
можно по более длинному заднему крылу и немного изогнутой выхлопной трубе,
которая изначально была прямой.
Именно на этом мотоцикле многие
занимались самым настоящим моторным ''тюнингом'' — растачивали цилиндр под
поршень М-412 либо под ''поршневую'' кроссовой 500-кубовой ''чезетты''.
Мощность увеличивалась раза в полтора, но ресурс снижался до одного сезона… В
то время как стандартный ''пес'' выдерживал по 50-60 тысяч километров без
заметного износа основных узлов.
Десять лет на конвейере
Хотя серийный выпуск мотоцикла начался
в 1974 г., первые 500 ''псов''были реализованы на внутреннем рынке в период с
июня по сентябрь 1975 г. Все они оснащались раздельной системой смазки и
японским электрооборудованием. К сожалению, уже к 1979 г. ''спорт'' постепенно
избавили от импортных комплектующих, попутно слегка ухудшив качество основных
деталей. Среди советских мотоциклистов наиболее высоко ценились ''псы'' первых
лет выпуска, которые стоили дорого даже в десятилетнем возрасте. Кстати, в
момент начала выпуска ''спорт'' стоил около 1200 рублей, причем после изменения
конструкции цена немного снизилась.
Мотоцикл продержался на конвейере до
1985 г., после чего был снят с производства.
На базе ''ИжПланета-Спорт'' еще в
апреле 1975 г. начали выпуск спортивных мотоциклов ''Иж-М-15'' (многодневный
эндуро) и ''кроссача'' ''Иж-К-15''.
Впрочем, двигатель ''Иж-ПС''
использовался и в более позднем ижевском эндуро ''Иж-М-16'' (см. ''Мотодрайв''
№1-2/2006), выпускавшемся вплоть до середины 90-х.
Сегодня хорошо сохранившийся ''спорт''
— большая редкость, которая ценится знатоками. В России за ''живой'' мотоцикл
первых лет выпуска иногда просят и больше $1000! Впрочем, это действительно особенный
мотоцикл, который в наше время является настоящим эксклюзивом из советского
прошлого.
Он был словно глоток свежего воздуха
свободы — современный, изящный, быстрый… И спортивный — эта отличительная
особенность ''Иж Планета-Спорт'' была прописана даже в названии. Он разительно
отличался от остальных советских мотоциклов и был до последнего винтика самым
быстрым советским ''дорожником'' семидесятых-восьмидесятых. Впрочем, и сегодня
пусть и немногочисленные, но уцелевшие ''псы'' живут в сердцах и гаражах
поклонников.
|