Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Что предпочитаете Вы?
Всего ответов: 167
Архив записей
Мини-чат
Друзья сайта
Всё для uCoz и не только...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Пятница, 17.05.2024, 11:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Советские мотоциклы ( Сов-мото)

Коробка передач




Коробка передач (рис. 4.6, 4.7) предназначена для изменения величины крутящего момента двигателя, повышения или понижения скорости мотоцикла. Она состоит из первичного 3, промежуточного 17 валов, вторичного вала-шестерни 7 и шестерен 4, 6, 18, 19, 20, 22.

На первичном валу установлены свободно вращающаяся шестерня 4 третьей передачи и скользящая по шлицам шестерня 6 второй передачи. На боковой поверхности свободно вращающейся шестерни 4 третьей передачи сделаны кулачки, соответствующие кулачкам шестерни 6 второй передачи. Вал 3 вращается на двух опорах, одной из которых является шарикоподшипник 203, а другой - бронзовая втулка, запрессованная во вторичный вал.

Промежуточный вал 17 с четырьмя шестернями установлен на двух подшипниках 202. Шестерня 22 первой передачи и шестерня 19 второй передачи свободно вращаются на валу; шестерня 20 третьей передачи может передвигаться вдоль вала по шлицам: шестерня 18 - неподвижная. Скользящая шестерня 20 третьей передачи имеет кулачки на обоих торцах. Для соединения с этой шестерней свободно вращающаяся шестерня 22 первой передачи имеет окна на боковой поверхности, в которые входят торцовые кулачки шестерни 20.

Вторичный вал-шестерня 7 имеет одну шестерню (основную) выполненную заодно с ним. На боковой поверхности основной шестерни имеются торцовые кулачки для соединения со скользящей по шлицам шестерней 6 первичного вала при включении прямой, четвертой передачи. Вал-шестерня 7 вращается в двухрядном роликовом подшипнике, обойма которого запрессована в картер.

На выходящем из картера конце вала-шестерни 7 установлена на шлицах ведущая звездочка 11 задней цепи.

При нейтральном положении коробки передач связь между первичным и вторичным валами отсутствует и крутящий момент от двигателя на заднее колесо не передается.

Механизм переключения передач (рис. 4.7) состоит из основания 7, поворотного диска 8 с двумя криволинейными пазами и пятью фиксирующими канавками, двух собачек 13, корпуса 6 собачек и двух подвижных вилок 9 и 10. При нажатии на ножную педаль переключения передач, укрепленную на наружном конце валика 4, поводок 5, находящийся на другом конце валика, своим выступом поворачивает корпус 6 собачек. Зубья собачек заскакивают в специальные прорези и проворачивают диск 8, а оси 11 подвижных вилок в это время, двигаясь по криволинейным пазам диска, передвигают лапки вилок в противоположных друг другу направлениях. Лапки вилок, входящие в кольцевые проточки подвижных шестерен 6 и 20 (рис. 4.6) коробки передач, двигают их, включая таким образом одну из передач или нейтраль.


Для предохранения от самопроизвольного переключения передач служит фиксатор 1 (рис. 4.7), входящий в выемки диска 8 под действием пружины 2.


Угол поворота валика 4 переключения передач и передвижения вилок с подвижными шестернями рассчитаны так, что создается возможность последовательного их переключения. Коробка передач заполняется маслом через отверстие в верхней части левой крышки картера. Отверстие закрывается пробкой, имеющей стержень для контроля уровня масла. При эксплуатации мотоцикла нельзя допускать понижения уровня масла ниже метки масломерного стержня,

В нижней чисти картера есть отверстие, через которое слипается отработанное масло. Оно закрыто резьбовой пробкой 21 (рис. 4.6).

Для предотвращения просачивания масла из коробки передач между звездочкой 11 и правой половиной 5 картера установлено резиновое манжетное уплотнение.

Включение первой передачи производится переводом педали из нейтрального положения вниз. При переводе педали из нейтрального положения вверх включается вторая передача, при переводе педали еще раз вверх - третья передача и еще раз вверх - четвертая передача, Положения шестерен при включении различных передач показаны на рис. 4.8.


Передача от коробки передач на заднее колесо осуществляется втулочно-роликовой цепью (рис. 4.9), соединяющей ведущую звездочку вторичного вала-шестерни и ведомую звездочку заднего колеса.

От попадания пыли и грязи рабочая поверхность закрыта специальными гофрированными чехлами, один конец которых надевается на кожух ведомой звездочки, другой - на картер двигателя. Крайние звенья цепи соединены замком (соединительным звеном). Цепь должна быть установлена так, чтобы соединительное звено разрезанной стороной было направлено в сторону, противоположную движению цепи, иначе неизбежно соскакивание защелки и порча ею защитных чехлов. Пружинная защелка цепи стопорится специальной пластиной.


НЕИСПРАВНОСТИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

В коробке передач наиболее часто возникают такие неисправности:

- затрудненное включение передач;

- произвольное выключение передач;

- шум шестерен и удары при работе;

- подтекание масла.

Затрудненное включение передачвызывается нарушением регулировки механизма переключения передач, износом или деформацией вилок переключения, поломкой пружин переключателя. Эти неисправности можно легко обнаружить, если тщательно осмотреть механизм переключения.

Произвольное выключение передачнаблюдается при износе кулачков, их выкрашивании, большом осевом люфте вторичного вала. Люфт вторичного нала определяют путем приложения усилия вдоль его оси. Он легко устраняется с помощью прокладок, помещаемых под наружную обойму подшипника вторичного вала. Более серьезной неисправностью является износ кулачков. Кулачки с закругленными краями действуют под нагрузкой как клинья и отталкивают шестерни друг от друга. Устранить этот недостаток можно путем замены шестерни новой или путем заточки рабочих поверхностей кулачков на тонком наждачном круге с целью придания им формы "ласточкиного хвоста". При заточке необходимо следить за тем, чтобы заточенные поверхности равномерно прилегали к поверхностям кулачков сопрягаемых шестерен. Отремонтированные шестерни работают вполне надежно, но долговечность их намного снижается.

Шум шестерен и стукиобычно возникают вследствие сильного износа или выкрышивания зубьев шестерен, В этом случае шестерни необходимо заменить.

РАЗБОРКА ДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ РЕМОНТА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ И МЕХАНИЗМА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ

Разборка двигателя для ремонта коробки передач необходимо производить в следующем порядке:

- снять головку цилиндра, цилиндр, прокладку основания цилиндра, крышку карбюратора, карбюратор, прокладку карбюратора, рычаги кикстартера и переключения передач, левую и правую крышки картера, генератор;

- разобрать узел сцепления, вынуть шарик и шток сцепления, снять внутренний и наружный барабаны с моторной цепью и звездочкой (резьба гайки крепления внутреннего барабана - левая);

- с левой цапфы коленчатого вала снять шпонку и две шайбы, установленные между звездочкой и подшипником. С первичного вала снять шайбу, опорную втулку звездочки сцепления и регулировочные шайбы, снять вал кикстартера. При снятии вала с зубчатым сектором и пружиной нужно соблюдать меры предосторожности (пружина заведена по часовой стрелке);

- вывернуть 13 крепежных болтов со стороны правой половины картера;

- вы прессовать две установочные втулки в передней и задней части картера;

- осмотреть снятые детали, устранить обнаруженные неисправности или заменить вышедшие из строя детали.

Узел коробки разбирается в следующей последовательности:

- легкими ударами молотка по левому торцу промежуточного вала выпрессовать его и вынуть вместе с шестернями из левой половины картера;

- снять с вилки механизма переключения подвижную шестерню третьей передачи;

- вывернуть два болта крепления упора вала переключения;

- вывернуть два болта крепления механизма переключения;

- снять механизм переключения вместе с подвижной шестерней второй передачи, валом переключения и упором вала;

- вынуть шестерню первой передачи, фиксатор и пружину фиксатора;

- выпрессовать первичный вал вместе с неподвижной шестерней третьей передачи;

Разборка вторичного вала-шестерни производится в следующей последовательности:

- разогнуть стопорную шайбу;

- отвернуть гайку (резьба левая);

- снять шайбу и звездочку;

- вынуть распорную втулку;

- осторожно, чтобы не растерять ролики, вынуть основную шестерню;

- выпрессовать обойму подшипника основной шестерни в сторону коробки передач;

- вынуть стопорное кольцо и выпрессовать манжетное уплотнение.

Вторичный вал-шестерня, ролики и обойма подшипника не взаимозаменяемые. При выходе из строя вторичного вала - шестерни или подшипника замену производят комплектным узлом. Из половин картера необходимо:

- выпрессовать заглушку, подшипники первичного и промежуточного валов;

- осторожно очистить от бакелитового лака плоскости разъема половин картера.

Для ремонта механизма переключения передач нужно снять с осей стопорные кольца и разобрать механизм переключения. При сборке механизма переключения необходимо регулировочными шайбами обеспечить возможность перемещения вилок вдоль осей в пределах 0,1-0,3 мм. Зазоры проверяют щупом.

Copyright MyCorp © 2024